«Безмерно обожая изумруд» выставка в Эрмитаже
Отношение к изумруду ‒ камню, являющемуся разновидностью берилла зелёного цвета ‒ с глубокой древности, было глубоко почтительным, почти магическим. Изумруд высоко ценился, соперничая с алмазом.
Изумруд наделяли множеством чудесных качеств. Считалось, что он «самый красивый и очень ценный, обладает силой для пользы и успеха во всяком деле», «умножает состояние». Реальные и магические свойства изумруда дошли до нас через легенды, мифы и памятники ювелирного искусства.

Кружка
Серебро, изумруды, ковка, литьё, чеканка, золочение.
Польша, Гданьск. 1736 - 1740гг.
Мастер: Готтфрид Вендт.

Статуэтка "Охотник, стреляющий в оленя"
Серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, шпинель, эмаль, чеканка, полировка, золочение, роспись.
Саксония, Вторая четверть XVIII века.

Бокал с крышкой
Стекло, золото, серебро, бриллианты, портретные алмазы, изумруды, эмаль, чеканка, полировка, роспись.
Россия, Санкт-Петербург, 1930-е года.
Новый выставочный проект Эрмитажа представляет изумрудные изделия, выполненные мастерами разных стран на протяжении нескольких тысячелетий. В зале можно увидеть разнообразные украшения, миниатюрные скульптуры, геммы, табакерки, образцы парадного оружия. Неотъемлемой частью экспозиции являются проектные рисунки петербургских ювелиров конца XIX – начала XX века. Выставка, построенная по хронологическому принципу, рассказывает об особенностях отношения к изумруду и методам обработки этого великолепного минерала в разное время.

Подвеска «Каравелла»
Изумруды, золото, эмаль; чеканка, гравировка. 9,3 × 6,0 см.
Испания. 1580–1590-е.

Оклад рукописи со сценой "Встреча Марии и Елизаветы"
Дерево, латунь, слоновая кость, выемчатая и перегородчатая эмаль, бархат, шёлк, изумруды, сердолик, паста, пергамент, резьба, филигрань, золочение.

Букет цветов из драгоценных и поделочных камней в вазе
Стекло, золото, серебро, бриллианты, портретные алмазы, изумруды, эмаль, чеканка, полировка, роспись.
Россия, Санкт-Петербург, 1940-е годы. Ювелир: Иеремия Позье.
На экспозиции показаны работы античных мастеров, редкие произведения эпохи Средневековья; драгоценности Византии и Древней Руси, в которых изумруды играют не только декоративную роль. Репертуар тем и художественных средств постклассических резчиков позволяет наслаждаться чудесами искусной миниатюрной работы, совершенством линий, изысканным ритмом и глубиной образов. В витринах демонстрируются подвески, перстни XVI–XVII веков, нагрудные кресты, декорированные большим количеством изумрудов разных форм. Безусловным шедевром является ренессансная подвеска в виде каравеллы, выполненная испанскими мастерами. Обращают на себя внимания великолепные изделия, созданные ювелирами Востока, часто преподносимые к российскому двору в составе дипломатических подарков. Широко представлены произведения европейских резчиков середины и второй половины XVIII столетия. Это часы, табакерки, перстни, заколки и другие предметы, в которых тонкости камнерезного искусства сочетаются с изыском мастерства ювелиров. Во второй половине XIX века искусство художественной обработки изумрудов достигло наивысшего совершенства. Но виртуозно выполненные комплекты, изображенные на царских парадных портретах, не стали частью собрания музея, и лишь показанные на выставке проекты изделий помогут нам представить разнообразие, элегантность и изысканность сочетаний камня и оправы.

Часы на шатлене
Золото, серебро, эмаль, бриллианты, изумруды, металлические сплавы, чеканка, полировка, гравировка, пунцирование.
Англия, Лондон. Середина XVIII века. Мастер: Годфри Пой.

Бутыль с крышкой
Золото, рубины, изумруды, цинковый сплав, мастика, чеканка, гравировка, пунцирование.
Северная Индия, Монгольский период, XVII век.

Эгрет с плюмажем
Золото, серебро, бриллианты, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, мастика, дерево, нитки, перья; басма, гравировка, шитье. Длина 53,4 см
Средняя Азия, Бухара. Третья четверть XIX века.
Источник: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2024/emeralds/