Гемма Августа
Диоскуридис, Гемма Августа, 9–12 гг. н. э., 19 x 23 см, двухслойный сардоникс с золотом, позолоченное серебро (Музей истории искусств, Вена)
Когда вы думаете о римском искусстве, Колизей и руины Римского форума сразу приходят на ум. Вы также можете вспомнить все общественные скульптуры, украшавшие Древний Рим, такие как портрет Августа из Примапорты (слева) или Ara Pacis Augustae. Эти общественные произведения искусства функционировали как политическая пропаганда и рекламировали всем римлянам достижения императора. В общественном искусстве Август хотел пропагандировать то, что он был военным победителем, что он принес мир Римской империи и что он был связан с богами. | ||
Голова (фрагмент), Август Примапорта , I в. н. э. (Музеи Ватикана) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0) |
Частное искусство
Но император также заказывал небольшие частные произведения искусства, такие как драгоценные камни и камеи. В отличие от искусства в общественной сфере, частное искусство не было бы видно широкой публике. Вместо этого, доступ к нему был бы предоставлен только избранным. Если вам посчастливилось быть приглашенным на званый обед во дворце императора, он мог бы продемонстрировать свою коллекцию драгоценных камней или продемонстрировать свои большие императорские камеи. Однако, несмотря на то, что частное искусство не было бы видно большинству римских граждан, сообщения, содержащиеся в этих работах, функционировали бы во многом так же, как и их публичные аналоги. Так что если бы вы были на том званом обеде с Августом, и он показал бы вам большую камею, эта камея рекламировала бы военные победы императора, его роль как миротворца и его связь с богами.
Гемма Клавдия , 49 г. н. э., 120 x 152 см без оправы, пятислойный оникс и золотая полоса XVIII в. (Музей истории искусств, Вена); император Клавдий (слева), его четвертая жена Агриппина Младшая за ним, ее родители напротив, Германик, брат императора, и за ним его жена Агриппина Старшая
Камеи были популярным средством в частном искусстве Римской империи. Хотя камеи впервые появились в эллинистический период, они стали наиболее модными при римлянах. Обычно камеи изготавливались из коричневого камня, который имел полосы или слои белого цвета по всему объему, например, сардоникс. Этот слоистый камень затем вырезался таким образом, что фигуры выделялись белым рельефом, в то время как фон оставался темной частью камня. Большинство камей были небольшими и функционировали как подвески или кольца. Но есть несколько примеров гораздо более крупных камей, которые были специально заказаны императором и членами его императорского окружения, самый известный пример — Гемма Августа .
Гемма Аугуста
Гемма Августа разделена на два регистра, которые переполнены фигурами и иконографией. Верхний регистр содержит три исторических персонажа и множество божеств и персонификаций. Наши глаза немедленно устремляются к центру верхнего регистра и двум большим фигурам на троне, Роме (олицетворение города Рима) и императору Августу.
Рома окружен военной атрибутикой, а Август держит скипетр, символ его права на власть и его роли лидера Римской империи. У его ног находится орел, символ бога Юпитера, и поэтому мы быстро понимаем, что Август имеет тесные связи с богами. Август изображен как героический полуобнаженный, условность, обычно присущая божествам. Август не только заявляет, что у него есть связи с богами, он утверждает, что он также подобен богу.
Рим и Август (фрагмент), Диоскуриды, Гемма Августа , 9–12 гг. н. э., 19 x 23 см, двухслойный сардоникс с золотом, позолоченное серебро (Музей истории искусств, Вена)
В верхнем регистре гемма Августа сопровождают еще две исторические фигуры. Крайний слева — Тиберий, который в конечном итоге сменит Августа на троне. Справа от Тиберия, стоящего перед колесницей, — молодой Германик, еще один член семьи Августа и потенциальный наследник престола. Очевидно, что гемма Августа ясно передает династическое послание Августа: он надеется, что Тиберий или Германик станут его преемниками после его смерти.
Тиберий и Германик (фрагмент), Диоскуриды, Гемма Августа , 9–12 гг. н. э., 19 x 23 см, двухслойный сардоникс с золотом, позолоченное серебро (Музей истории искусств, Вена)
Среди трех исторических фигур верхнего регистра разбросаны божества и олицетворения. Прямо за Тиберием находится крылатая Виктория. За Августом находится Ойкумена, олицетворение цивилизованного мира, которая возлагает corona civica (гражданский венец) на голову императора. В Римской империи было большой честью получить гражданский венец, поскольку он вручался только тому, кто спас римских граждан от врага (и Август, безусловно, сделал именно это, спасая римлян от гражданской войны). Океан, олицетворение океанов, сидит в крайнем правом углу. Наконец, Теллус Италия, богиня-мать-земля и олицетворение Италии, сидит со своими двумя пухлыми детьми и держит рог изобилия.
Pax Romana
Что означает верхний регистр с его группировкой смертных, божеств и персонификаций? Короче говоря, все восхваляет Августа. Император выражает свое господство во всей Римской империи и свое величайшее достижение — умиротворение римского мира, что привело к плодородию и процветанию. Мир и господство Августа распространятся не только на весь город Рим (представленный богиней Ромой), но и на всю Италию (представленную Tellus Italiae) и на весь цивилизованный мир (символизируемый Ойкуменой). А что касается Тиберия и Германика, потенциальных наследников Августа, то любой из них продолжит мир и процветание, установленные Августом.
Нижний регистр (фрагмент), Диоскуридис, Гемма Августа , 9 – 12 гг. н. э., 19 x 23 см, двухслойный сардоникс с золотом, позолоченное серебро (Музей истории искусств, Вена)
Нижний регистр значительно меньше верхнего, но тем не менее в нем много фигур в двух сценах, обе из которых показывают пленных варваров и победителей-римлян. Слева римские солдаты поднимают трофей, а униженные и униженные варвары сидят у их ног. Справа находится похожая сцена, где варвары подчиняются римским солдатам. В то время как верхний регистр фокусируется на мире, нижний регистр представляет войны, которые установили и поддерживали мир во всей Римской империи.
Римские солдаты и варвары (деталь), Диоскуриды, Гемма Августа , 9–12 гг. н. э., 19 x 23 см, двухслойный сардоникс с золотом, позолоченное серебро (Музей истории искусств, Вена)
Таким образом, хотя гемма Августа является произведением частного искусства, камея, тем не менее, несет политическое послание и, таким образом, служит цели, схожей с публичной. гемма провозглашает величайшее достижение Августа, Pax Romana, его военные победы, его связь с богами и его богоподобный статус, а также его надежды на династическую преемственность.
Доктор Бет Харрис рассматривает Гемму Августа (для масштаба)